Поскольку каждый заказчик, и каждый проект, индивидуален, очень ценятся аналитики, обладающие не только опытом, но и гибким умом, способные выйти за рамки шаблонов, и придумать что-то новое.
Ниже представлено Интервью с аналитиком одной из крупнейших IT-компаний Людмилой Давыдовой.
В чем суть выполняемых аналитиком задач?
В деятельности каждой компании есть много бизнес-процессов, и чем крупнее бизнес, тем их больше. Каждый процесс использует и порождает информацию, которую надо учитывать и контролировать. Например, на производственном предприятии план продаж порождает производственный план, который, в свою очередь, определяет план закупок (на основе потребностей производства в материалах и комплектующих). Заказы на закупку формируются на основе норм расхода материалов (эти данные содержатся в описании техпроцессов), с учетом наличия материала на складе. Процессы производства и продаж — от отпуска материалов со склада до отгрузки готовой продукции — сложны и нуждаются в качественном управлении и учете. Разумеется, это касается любых компаний всех отраслей — от производства до сферы услуг.
Ручное управление бизнесом давно в прошлом, сейчас на рынке огромное количество информационных систем, облегчающих жизнь и владельцам бизнеса, и рядовым сотрудникам. На каждом уровне свои задачи — руководитель хочет контролировать, например, финансовые потоки, а специалист в отделе продаж — иметь актуальную клиентскую базу. Требования на всех уровнях может удовлетворить внедрение одной или объединение нескольких информационных систем. Вот здесь и начинается работа аналитика — определить перечень автоматизируемых процессов, найти в них узкие места, найти пути устранения узких мест, выбрать платформу (систему), определить объем необходимых доработок и т.д.
Круг задач бизнес-аналитика достаточно широк, и зависит, главным образом, от того, на каком этапе проекта аналитик трудится.
Какими навыками и компетенциями нужно обладать?
Ключевые навыки, которые очень помогут — системность и логичность мышления, умение в большом объеме информации выявить причинно-следственные связи, скрупулезность и дотошность (исключительно полезное качество при сборе требований у заказчика). Поскольку каждый заказчик, и каждый проект, индивидуален, очень ценятся аналитики, обладающие не только опытом, но и гибким умом, способные выйти за рамки шаблонов, и придумать что-то новое.
Ну и, разумеется, больших успехов не добиться без усидчивости (на разработку одного макета может уйти несколько часов)!
Кто выше аналитика? Есть ли куда расти?
В нашей компании у аналитиков есть своя система грейдов. На первом этапе ты — аналитик. Набираешься опыта, изучаешь предметную область, проходишь аттестацию, и ты — ведущий аналитик. После следующей аттестации — аналитик-эксперт. Дальнейший рост зависит от руководства компании. Чаще всего, аналитик, если есть на то желание, становится руководителем проекта. Однако, бывают случаи, когда заказчик, не желая расставаться со способным аналитиком, предлагает ему работу в своей компании.
Также существует возможность переквалифицироваться из бизнес-аналитика в системного аналитика, или в менеджера продукта (хотя это скорее «горизонтальный» рост).
В чем главная радость и смысл бытия на работе? Какие моменты приносят радость и какие огорчения?
Радость — когда удается найти решение сложной задачи, большая радость — когда оно нравится заказчику. Огорчает, когда придуманный тобой алгоритм не проходит системный анализ, и приходится начинать все сначала.
Как у любого специалиста, бывают задачи, которыми заниматься очень интересно, можно забыть обо всем на свете, и думать, думать, строить в голове схемы, рассматривать варианты, чаще всего это новые разработки — новый функционал в системе — внешний вид и алгоритм работы которого зависит от тебя. Это очень увлекает, такая работа приносит удовольствие.
А бывают задачи, которые поступают с линии техподдержки, и требуют развернутых консультаций, либо небольших доработок. Эта работа не так приятна, но от нее никуда не деться, невозможно ведь бесконечно придумывать и разрабатывать. Все-таки результат — это не программный продукт, а решение задач заказчика.
Много ли коммуникаций и с кем? С какими людьми приходится иметь дело?
Много. Без коммуникаций никуда, аналитик работает в команде. Общение происходит как с заказчиком (ключевые специалисты, либо члены группы внедрения), так и внутри своей команды. Наиболее тесно общаться приходится с разработчиками, и системными аналитиками. У нас это особенные люди, с особенно — техническим складом ума, не допускающие «лирики» и требующие «объяснить суть». Мне безумно интересно с ними работать. Еще есть технические писатели, руководители проектов, другие аналитики, специалисты техподдержки, руководители отделов, — поле для общения огромное.
Бывает, что на стороне заказчика приходится работать с не самыми продвинутыми в IT людьми, которые испытывают на прочность твое терпение и позитивный настрой. Но они всегда профи в своей предметной области, и сами научат тебя многому.
Дает ли работа в достаточной мере сложных задач? Ведь только ими и растешь.
На любом проекте есть задачи сложные и рутинные. В моей работе соотношение примерно 40/60, и меня это устраивает. Каждый день — и зарядка для ума, и возможность отдохнуть за написанием инструкций.